Настенная крамола русского Просвещения: эпиграфические эфемериды XVIII в.

 

Александр Г. Авдеев

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Источник финансирования: Статья публикуется в рамках научного проекта «Свод Русских Надписей / Corpus Inscriptionum Rossicarum» (CIR) [электронный ресурс: https://www.cir.rssda.su], поддержанного Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, Университетом Дмитрия Пожарского и Лабораторией RSSDA. Научный руководить проекта – А. Г. Авдеев, технический руководитель – Ю. М. Свойский.

 

Полный текст (pdf)

Ссылка для цитирования: Авдеев А. Г. Настенная крамола русского Просвещения: эпиграфические эфемериды XVIII в. // Graphosphaera. 2024. Т. 4. № 1. С. 110–129. URL: http://writing.igh.ru/index.php?id=2024-4-1-110-129 

DOI: 10.32608/2782-5272-2024-4-1-110-129

Аннотация: В статье рассматривается борьба городских властей с одной из составляющих открытой графосферы русского города XVIII в. – уличными надписями, носящими провокационный характер. Первые надписи появились в 1708 г. в нижегородском кремле и призывали к бунту. Во второй надписи, процарапанной в 1740 г. на паперти Спасо-Преображенской церкви в Угличе, священник этого храма назвал местного воеводу плутом. Опыта борьбы с открытой всеобщему обозрению «эпиграфической крамолой» у местной администрации не имелось. В первом случае воевода Кутузов предпринял решительные меры для сохранения надписей и ожидал царского распоряжения об их дальнейшей судьбе. Во втором случае воевода Исленьев привлёк весь административный ресурс для примерного наказания автора крамольной надписи. За нерасторопность Петр I лишил воеводу Кутузова должности. Священник же Петр Павлов, против которого ополчился воевода Исленьев, бежал из Углича. В приложении к статье публикуется «Дело об оскорблении Угличской провинции воеводы Михаила Григорьева Исленьева попом Угличской соборной церкви Петром Павловым написанием на белокаменной плите паперти этой церкви “Плут воевода Исленьев”», хранящегося в Угличском отделении Государственного архива Ярославской области.

Ключевые слова: Россия, Век Просвещения, русская эпиграфика XVIII в., графосфера, уличные надписи

Литература / References

Абаева Г. Б. Научные подходы к изучению неформальных графических изображений и надписей // Вестник Тверского гос. университета. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 3. С. 172–177. [Abaeva G. B. Nauchnye podkhody k izucheniyu neformal'nykh graficheskikh izobrazhenij i nadpisej (Scientific Approaches to the Study of Informal Graphic Images and Inscriptions) // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Pedagogika i psikhologiya». 2011. № 3. S. 172–177.]

Алексеев В. В. Современные граффити как источник для изучения изменений в общественном сознании и современном быте // Проблемы методологии и источниковедения. Мат-лы III Научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1–2 декабря 2003 г.). М.; СПб., 2006. С. 300–308. [Alekseev V. V. Sovremennye graffiti kak istochnik dlya izucheniya izmenenij v obshchestvennom soznanii i sovremennom byte (Modern Graffiti as a Source for Studying Changes in Public Consciousness and Modern Life) // Problemy metodologii i istochnikovede-niya. Materialy III Nauchnykh chtenij pamyati akademika I. D. Koval’chenko (Moscow, MGU im. M. V. Lomonosova, 1–2.12.2003). Moscow; St-Petersburg, 2006. S. 300–308.]

Алексеев В. В. Граффити как элемент обыденной массовой культуры // Массовое сознание и массовая культура в России / Отв. ред. А. П. Логунов. М., 2004. С. 277–283. [Alekseev V. V. Graffiti kak ehlement obydennoj massovoj kul’tury (Graffiti as an Element of Everyday Mass Culture) // Massovoe soznanie i massovaya kul’tura v Rossii / Ed. A. P. Logunov. Moscow, 2004. S. 277–283.]

Алексеев В. В. Современные граффити о внешнеполитической ситуации как источник о настроениях отдельных групп населения // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Мат-лы XXXI Международной научной конференции (Москва, 12–14 апреля 2018 г.). М., 2018. С. 63–65. [Alekseev V. V. Sovremennye graffiti o vneshnepoliticheskoj situacii kak istochnik o nastroeniyakh otdel'nykh grupp naseleniya (Modern Graffiti about the Foreign Policy Situation as a Source about the Moods of Individual Groups of the Population) // Vspomogatel’nye istoricheskie discipliny v sovremennom nauchnom znanii. Materialy 31 Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Moscow, 12–14.04.2018). Moscow, 2018. S. 63–65.]

Бушнелл Д. Грамматика настенных надписей // Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп. Сборник научных трудов / Отв. ред. Д. И. Фельдштейн, А. И. Радзиховский. М., 1990. С. 93–106. [Bushnell D. Grammatika nastennykh nadpisej (Grammar of Wall Inscriptions) // Psikhologicheskie osobennosti samodeyatel’nykh podrostkovo-yunosheskikh grupp. Sbornik nauchnykh trudov / Ed. D. I. Fel’dshtejn, A. I. Radzikhovskij. Moscow, 1990. S. 93–106.]

Виноградов В. В. Грязная машина как tabula rasa: герои воображаемых диалогов // Фольклор XXI века: герои нашего времени. Сборник статей / Сост. М. Д. Алексеевский. М., 2013. С. 188–202. [Vinogradov V. V. Gryaznaya mashina kak tabula rasa: geroi voobrazhaemykh dialogov (A Dirty Machine like tabula rasa: Heroes of Imaginary Dialogues) // Fol’klor 21 veka: geroi nashego vremeni. Sbornik statej / Sost. M. D. Alekseevskij. Moscow, 2013. S. 188–202.]

Громов Д. В. Святая Софья Новодевичьего монастыря: кто она и откуда? // Фольклор XXI века: герои нашего времени. Сборник статей / Сост. М. Д. Алексеевский. М., 2013. С. 61–71. [Gromov D. V. Svyataya Sof’ya Novodevich’ego monastyrya: kto ona i otkuda? (Saint Sophia of the Novodevichy Monastery: Who is She and from Where?) // Fol’klor 21 veka: geroi nashego vremeni. Sbornik statej / Sost. M. D. Alekseevskij. Moscow, 2013. S. 61–71.]

Громов Д. В., Ипполитова А. Б. Карта человеческих желаний, или записки у стен московского монастыря // Традиционная культура. 2011. № 3. С. 76–87. [Gromov D. V., Ippolitova A. B. Karta chelovecheskikh zhelanij, ili zapiski u sten moskovskogo monastyrya (The Map of Human Desires, or Notes at the Walls of the Moscow Monastery) // Tradicionnaya kul’tura. 2011. № 3. S. 76–87.]

Лихачёв С. В. Язык надписей в современном обществе. М., 2010. [Lihachyov S. V. Yazyk nadpisej v sovremennom obshchestve (The Language of Inscriptions in Modern Society). Moscow, 2010.]

Лурье М. Л. Слово и рисунок на городских стенах // Рисунки писателей. СПб., 2000. С. 416–436. [Lur’e M. L. Slovo i risunok na gorodskikh stenakh (Word and Drawing on City Walls) // Risunki pisatelej. St-Petersburg, 2000. S. 416–436.]

Маржерет Ж. Состояние Российской империи. Ж. Маржерет в документах и исследованиях (Тексты, комментарии, статьи) / Под ред. Ан. Береловича, В. Д. Назарова, П. Ю. Уварова. М., 2007. [Marzheret Zh. Sostoyanie Rossijskoj imperii. Zh. Marzheret v dokumentakh i issledovaniyakh (Teksty, kommentarii, stat’i) (The State of the Russian Empire. J. Margeret in Documents and Research (Texts, Comments, Articles)) / Ed. An. Berelovich, V. D. Nazarov, P. Yu. Uvarov. Moscow, 2007.]

Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. VII. Вып. 1: Январь–июнь 1708 г. Пг., 1918. [Pis’ma i bumagi imperatora Petra Velikogo (Letters and Papers of Emperor Peter the Great). T. 7. Vyp. 1: Yanvar’–iyun’ 1708. Petrograd, 1918.] Т. VII. Вып. 2: Примечания и указатели. М.; Л., 1946. [T. 7. Vyp. 2: Primechaniya i ukazateli. Moscow; Leningrad, 1946.]

Подъяпольская Е. П. Восстание Булавина 1707–1709. М., 1962. [Pod"yapol'skaya E. P. Vosstanie Bulavina 1707–1709 (The Bulavin Uprising 1707–1709). Moscow, 1962.]

Рёдер В. А. Пещера Лейхтвейса, или Тридцать лет любви и верности / Пер. с нем. Т. III. М., 1994. [Ryoder V. A. Peshchera Lejkhtvejsa, ili Tridcat’ let lyubvi i vernosti (The Cave of Leuchtweis, or Thirty Years of Love and Fidelity) / Per. s nem. T. 3. Moscow, 1994.]

Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20 тт. Т. 8. М., 1969. С. 265–433. [Saltykov-Shchedrin M. E. Istoriya odnogo goroda (The History of One City) // Saltykov-Shchedrin M. E. Sobr. soch. v 20 tt. T. 8. Moscow, 1969. S. 265–433.]

Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте // Философская и социологическая мысль. 1993. № 1. С. 170–173. [Sednev V. Nadpisi i risunki v obshchestvennom transporte (Inscriptions and Drawings in Public Transport) // Filosofskaya i sociologicheskaya mysl’. 1993. № 1. S. 170–173.]

Шумов К. Э. «Эротические» студенческие граффити // Секс и эротика в русской традиционной культуре / Сост. А. Л. Топорков. М., 1996. С. 454–483. [Shumov K. E. “Ehroticheskie” studencheskie graffiti (“Erotic” Student Graffiti) // Seks i erotika v russkoj tradicionnoj kul’ture / Ed. A. L. Toporkov. Moscow, 1996. S. 454–483.]

Published on  October 7th, 2024