Пряслица со знаками с памятников рязано-окской археологической культуры середины I тыс. н. э. (культурный и исторический контекст)

 

Александр П. Гаврилов

Историко-культурный музейный комплекс пос. Шилово

 

Полный текст (pdf)

Ссылка для цитирования: Гаврилов А. П. Пряслица со знаками с памятников рязано-окской археологической культуры середины I тыс. н. э. (культурный и исторический контекст) // Graphosphaera. 2024. Т. 4. № 1. С. 9–16. URL: http://writing.igh.ru/index.php?id=2024-4-1-9-16 

DOI: 10.32608/2782-5272-2024-4-1-9-16

Аннотация: В статье вводятся научный оборот четыре пряслица с различными орнаментальными знаками с памятников рязано-окской археологической культуры. Как давно было установлено археологами, пряслица, несомненно, были частью технологического комплекса ткацкого дела – утяжелителями для веретена, однако, они в большинстве культур Евразии имели вторичные сакрально-магические функции и соответственно часто орнаментировались различными знаками, в которых видят календарную или космогоническую символику. В трех случаях эти пряслица были помещены в захоронения в качестве отдельного элемента погребального инвентаря. Возможно, что появление традиции наносить на пряслица различные изображения была заимствована местными жителями в результате контактов с черняховской археологической культурой, где есть находки в погребениях пряслиц с предположительным изображением «германских» рун. Соответственно, «рязано-окские» знаки на пряслицах были своего рода импортом, который представители местных «рязано-окских» элит получили в результате контактов с провинциально-римскими лимесными культурами.

Ключевые слова: пряслице, знаки на пряслицах, граффити, рязано-окская археологическое культура, черняховская археологическая культура

Литература / References

Викторова В. Д. Пряслица в мифо-ритуальной практике народов Урала в раннем железном веке // Международное XVI Уральское археологическое совещание. Мат-лы международной научной конференции. Пермь: Изд. Пермского государственного университета, 2003. С. 194–197. [Viktorova V. D. Pryaslitsa v mifo-ritual’noy praktike narodov Urala v rannem zheleznom veke (The Spindle Whorl in the Mythological and Ritual Practice of the Peoples of the Urals in the Early Iron Age) // Mezhdunarodnoye XVI Ural’skoye arkheologicheskoye soveshchaniye. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Perm: Izd. Permskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003. S. 194–197.]

Головченко Н. Н. «В их руках соединились пряслице и нож», или некоторые вопросы культовой интерпретации пряслиц населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2016. № 3 (41). С. 100–105. [Golovchenko N. N. «V ikh rukakh soyedinilis' pryaslitse i nozh», ili nekotoryye voprosy kul’tovoy interpretatsii pryaslits naseleniya Verkhnego Priob’ya epokhi rannego zheleza (“In Their Hands a Whorl and a Knife Were United,” or Some Issues of the Cult Interpretation of Whorls of the Population of the Upper Ob Region of the Early Iron Age) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2016. № 3 (41). S. 100–105.]

Отрощенко В. В. О функции колесовидных дисков эпохи поздней бронзы // Проблемы первобытной археологии Евразии (к 75-летию А. А. Формозова). М.: ИА РАН, 2004. С. 224–227. [Otroshchenko V. V. O funktsii kolesovidnykh diskov epokhi pozdney bronzy (On the Function of Wheel-Shaped Disks of the Late Bronze Age) // Problemy pervobytnoy arkheologii Yevrazii (k 75-letiyu A. A. Formozova). Moscow: IA RAN, 2004. S. 224–227.]

Печурина О. А. У истоков прядения и ткачества: нить, веретено и пряслице // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 3 (28). С. 87–92. [Pechurina O. A. U istokov pryadeniya i tkachestva: nit’, vereteno i pryaslitse (At the Origins of Spinning and Weaving: Thread, Spindle and Whorl) // Dizayn. Materialy. Tekhnologiya. 2013. № 3 (28). S. 87–92.]

Сериков Ю. Б. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц // Археология Урала и Западной Сибири. Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2005. С. 93–101. [Serikov Yu. B. K voprosu o sakral’nom i funktsional’nom naznachenii tak nazyvayemykh pryaslits (On the Question of the Sacred and Functional Purpose of the So-Called Spindle Whorls) // Arkheologiya Urala i Zapadnoy Sibiri. Yekaterinburg: Izd. UrGU, 2005. S. 93–101.]

Тиханова М. А. Следы рунической письменности в черняховской культуре // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976. С. 11–17. [Tikhanova M. A. Sledy runicheskoy pis’mennosti v chernyakhovskoy kul’ture (Traces of Runic Writing in the Chernyakhov Culture) // Srednevekovaya Rus’. Moscow: Nauka, 1976. S. 11–17.]

Published on  October 3rd, 2024