Счет лет в практиках историописания древних майя

 

Дмитрий Д. Беляев

Российский государственный гуманитарный университет

Полный текст (pdf)

Ссылка для цитирования: Беляев Д. Д. Счет лет в практиках историописания древних майя // Graphosphaera. 2024. Т. 4. № 2. С. 202–218. URL: http://writing.igh.ru/index.php?id=2024-4-2-202-218 

DOI: 10.32608/2782-5272-2024-4-2-202-218

Аннотация: В статье рассматриваются свидетельства существования практики счета лет и погодных исторических записей у древних майя. Хотя ни одной погодной летописи классического периода до нас не дошло, ряд монументальных надписей содержат свидетельства существования такого жанра. Начиная с V в. известны юбилейные стелы, содержащие упоминания окончания годовых периодов (3-й, 10-й и 13-й годы). В позднеклассическое время к ним добавляется регулярная запись окончания пятилетий (naah hotuun, «первое пятилетие» и wiˀ hotuun, «последнее пятилетие»). Единственная дошедшая до нас надпись с почти полной последовательностью лет (Стела J из Копана), очевидно, зафиксировала не конкретные события, имевшие место в эти годы, а «архетипические», возможно с мифологическим подтекстом. К середине VIII в. мы наблюдаем Северном Юкатане формирование так называемой юкатанской даты, которая состоит из циклической даты (в пределах 52-летнего цикла) и указания на год двадцатилетия. На протяжении второй половины VIII – первой половины IХ в. юкатанская дата становится всё более популярной и постепенно вытесняет другие календарные системы. В Чич’ен-Ице она становится одной из характерных черт практики историописания. Начиная с конца 860-х гг. погодные записи включают сообщения не только о календарных ритуалах, но и о событиях прочего характера. От постклассического периода (Х–ХVI вв.) до нас дошли только перечни лет пророчески-предсказательного характера, зафиксированные в Парижском кодексе и на росписях из Санта-Рита-Коросаль, где изображены боги-покровители лет..

Ключевые слова: майя, иероглифическая письменность, классический период, постклассический период, календарно-хронологическая система, летописание

Литература / References

Беляев Д. Д. Царские генеалогии в древней Мезоамерике // Древнейшие государства Восточной Европы, 2002 год: Генеалогия как форма исторической памяти. М., 2004. С. 38–51. [Beliaev D. D. Tsarskie genealogii v drevnej Mezoamerike (Royal Genealogies in Ancient Mesoamerica) // Drevneyshiye gosudarstva Vostochnoy Yevropy, 2002 god: Genealogiya kak forma istoricheskoj pamyati. Moscow, 2004. S. 38–51.]

Беляев Д. Д. Зарождение историописания в древней Мезоамерике // Древнейшие государства Восточной Европы, 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. М., 2016. С. 203–240. [Beliaev D. D. Zarozhdeniye istoriopisaniya v drevnej Mezoamerike (The Beginning of Historical Writing in Ancient Mesoamerica) // Drevneyshiye gosudarstva Vostochnoy Yevropy, 2013 god: Zarozhdeniye istoriopisaniya v obshchestvakh Drevnosti i Srednevekov'ya. Moscow, 2016. S. 203–240.]

Беляев Д. Д. «Книги счета лет»: летописная традиция в индейском историописании Центральной Мексики (XV–XVI вв.) // Dísablót: Сб. ст. коллег и учеников к юбилею Е. А. Мельниковой. М., 2021. С. 400–407. [Beliaev D. D. «Knigi scheta let»: letopisnaya traditsiya v indejskom istoriopisanii Tsentralnoj Meksiki (XV–XVI vv.) (Books of the Count of the Years: Annalistic Tradition in the Indian History Writing of Central Mexico (15th-16th Centuries) // Dísablót. Sb. st. kolleg i uchenikov k yubileyu E. A. Melnikovoj. Moscow, 2021. S. 400–407.]

Беляев Д. Д., Гимон Т. В. Предисловие // Древнейшие государства Восточной Европы, 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. М., 2016. С. 5–24. [Beliaev D. D., Guimon T. V. Predislovie (Introduction) // Drevneyshiye gosudarstva Vostochnoy Yevropy, 2013 god: Zarozhdeniye istoriopisaniya v obshchestvakh Drevnosti i Srednevekov'ya. Moscow, 2016. S. 5–24.]

Давлетшин А. И. Символы власти в ранней юго-восточной Мезоамерике: текст и иконография на стеле 5 из Абах-Такалика, Гватемала // Власть в аборигенной Америке. Проблемы индеанистики. М., 2006. C. 148–172. [Davletshin A. I. Simvoly vlasti v rannej yugo-vostochnoj Mezoamerike: tekst i ikonografiya na stele 5 iz Abakh-Takalika, Gvatemala (Symbols of the Power in Early Southeastern Mesoamerica: Text and Iconography on Stela 5 from Abaj Takalik, Guatemala) // Vlast v aborigennoj Amerike. Problemy indeanistiki. Moscow, 2006. S. 148–172.]

Давлетшин А. И. Язык иероглифических надписей майя как язык ритуальный, или об устной природе иероглифического майя // Слово устное и слово книжное. М., 2009. С. 440–468. [Davletshin A I. Yazyk ieroglificheskikh nadpisej majya kak yazyk ritualnyj, ili ob ustnoj prirode ieroglificheskogo majya (The Language of the Maya Hieroglyphic Inscriptions as the Ritual Language: On the Oral Nature of the Hieroglyphic Mayan) // Slovo ustnoe i slovo knizhnoe. Moscow, 2009. S. 440–458.]

Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. М.; Л., 1963. [Knorozov Yu. V. Pismennost indejtsev majya (The Writing of the Maya Indians). Moscow; Leningrad, 1963.]

Кнорозов ЮВ. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975. [Knorozov Yu. V. Ieroglificheskie rukopisi majya (Maya Hieroglyphic Manuscripts). Moscow, 1975.]

Ко М. Разгадка кода майя: как ученые расшифровали письменность древней цивилизации. М., 2021. [Coe M. Razgadka koda majya: kak uchenye rasshifrovali pismennost drevnej tsivilizatsii (Breaking the Maya Code: How Scholars Deciphered the Writing of the Ancient Civilization). Moscow, 2021.]

Beliaev D. Western Foreigners in the Dresden Codex // The Maya in a Mesoamerican Context: Comparative Approach to Maya Studies. Markt Schwaben, 2013. P. 167–173.

Bowditch C. M. The numeration, Calendar Systems and Astronomical Knowledge of the Mayas. Cambridge (Mass.), 1910.

Calepino de Motul. Diccionario Maya-Español. México, 1995. T. 1.

Coe M. D., Houston S. D., Miller M., Taube K. The Fourth Maya Codex // Maya Archaeology 3. San Francisco, 2015. P. 116–167.

Förstemann E. Commentar zur Pariser Mayahandschrift (Codex Peresianus). Danzig, 1903.

Galeev Ph. Monumento jeroglífico maya de Xkombec, Campeche: una revision // Arqueología Iberoamericana. 2017. Vol. 36. P. 79–86.

Gann Th. Mounds in Northern Honduras // Nineteenth Annual Report of the Bureau of American Ethnology to the Secretary of the Smithsonian Institution, 1897-1898. Washington, 1902. P. 655–692.

García Campillo M. Estudio introductorio del léxico de las inscripciones de Chichén Itzá, Yucatán, México. Oxford, 2000.

Gates W. Commentary upon the Maya-Tzental Perez codex. Point Loma, 1910.

Graña-Behrens D. Die Maya-Inschriften aus Nordwestyukatan, Mexiko. Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde. Bonn, 2002. (а)

Graña-Behrens D. No sólo los k’atuno’ob: el redescubrimiento de la cuenta de los tuno’ob y su tradición a través de las fuentes escritas desde el Clásico precolombino hasta el siglo XVII colonial // La organización social entre los mayas. Memoria de la Tercera Mesa Redonda de Palenque. México, 2002. T. 2. P. 159–191. (b)

Graña-Behrens D. La Cuenta de los K’atuno’ob: rituales y regionalismos en el período Clásico maya // Estudios de Cultura Maya. 2017. Vol. 49. P. 123–163.

Gunsenheimer A. Geschichtstradierung in den yukatekischen Chilam Balam-Büchern. Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde. Bonn, 2002.

Houston S. D., Robertson J., Stuart D. The Language of Classic Maya Inscriptions // Current Anthropology. 2000. Vol. 41, № 3. P. 321–356.

Justeson J. S., Mathews P. L. The Seating on the Tun: further Evidence Concerning a Late Preclassic Lowland Maya Stela Cult // American Antiquity. 1983. Vol. 48, № 3. P. 586–593.

Lacadena A. El origen prehispánico de las profecías katúnicas mayas coloniales: Antecedentes clásicos de las profecías de 12 Ajaw y 10 Ajaw // Sacred Books, Sacred Languages. Two Thousand Years of Ritual and Religious Maya Literature. Markt Schwaben, 2006. P. 201–225.

Lacadena A. Naturaleza, tipología y usos del paralelismo en la literatura jeroglífica // Figuras mayas de la diversidad. Mérida, 2010. P. 55–85.

Liljefors-Persson B. The Legacy of the Jaguar Prophet: The Emic Historiography of the Yucatec Maya // Text and context: Yucatec Maya literature in a diachronic perspective. Aachen, 2009. P. 229–257.

Long R. C. E. The Date of the Maya Ruins at Santa Rita, British Honduras // Man. 1919. Vol. 19. P. 59–61.

Love B. The Paris Codex: Handbook for a Maya Priest. Austin, 1994.

Love B. Glifos ajenos a la tradición Maya en el sitio de Chichen Itza, Yucatán // XXV Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 2011. Guatemala, 2012. P. 1185–1190.

Sánchez Gamboa Á. A., Sheseña A., Krempel G., Yadeún Angulo J. Ritual y jerarquía durante el gobierno de K’ihnich Bahlam Chapaht de Tonina: los monumentos 181 y 182 // Ancient Mesoamerica. 2019. Vol. 30. № 3. P. 439–455.

Špotak J. The Paris Codex. Complex Analysis of an Ancient Maya Manuscript. Ph. D. dissertation. Bratislava, 2015.

Stuart D. Ten Phonetic Syllables // Research Reports on Ancient Maya Writing. 1987. № 14. P. 1–52.

Stuart D. The Order of Days: The Maya World and the Truth about 2012. N. Y., 2011.

Thompson J. E. S. Maya Hieroglyphic Writing. An Introduction. Washington, 1950.

Voss A., Kremer J. K’ak’-u-pakal, Hun-pik-tok’ and the Kokom: the Political Organization of Chichen Itzá // The Sacred and the Profane. Architecture and Identity in the Maya Lowlands. Markt Schwaben, 2000. P. 149–181.

Wichmann S. The grammar of the half-period glyph // The Linguistics of Maya Writing. Salt Lake City, 2004. P. 327–337.

Zender M., Armijo R., Gallegos J. Urnas Funerarias, Textos Históricos y Ofrendas Conmemorativas en Comalcalco // Los Investigadores de la Cultura Maya. Campeche, 2000. Vol. 8, t. 2. P. 312–323.

Published on  December 16th, 2024