«Хроника из Хроник» Иоанна Вустерского и «История новых времен в Англии» Эадмера Кентерберийского
Российский государственный гуманитарный университет
Ссылка для цитирования: Матюшина И. Г. «Хроника из Хроник» Иоанна Вустерского и «История новых времен в Англии» Эадмера Кентерберийского // Graphosphaera. 2024. Т. 4. № 2. С. 70–123. URL: http://writing.igh.ru/index.php?id=2024-4-2-70-123
DOI: 10.32608/2782-5272-2024-4-2-70-123
Аннотация: «История новых времен в Англии» («Historia Novorum in Anglia») Эадмера Кентерберийского послужила одним из источников «Хроники из Хроник» («Chronicon ex chronicis»), приписываемой Иоанну Вустерскому, однако, насколько известно, их сопоставление до сих пор не привлекало внимания исследователей. Статья посвящена сравнительному изучению тематических, композиционных и стилистических особенностей погодных записей Иоанна Вустерского и тех эпизодов «Истории» Эадмера, к которым они восходят. В статье выделяются различия в отношении к изложению материала в обоих памятниках: в труде Эадмера, посвященном истории английской церкви и церковной политике и основанном на его собственных наблюдениях, впечатлениях и опыте, можно заметить пристрастность и субъективность в повествовании о событиях. Напротив, хроника Иоанна Вустерского, опиравшегося, помимо сочинения Эадмера, на многочисленные источники, такие как труды Беды Достопочтенного, Мариана Скотта, Ордерика Виталия, составителей Англо-Саксонской хроники, стремится к объективности в повествовании об исторических событиях разных народов, объединенных во всемирную историю. Если метод организации повествования Иоанна Вустерского следует определить как анналистический, то подход Эадмера к его материалу можно назвать биографическим, так как его повествование сосредоточено на изложении событий, связанных с архиепископом Кентерберийским Ансельмом. Главное внимание в статье уделяется определению функций, в которых Иоанн Вустерский использует «Историю» Эадмера, не имеющую формы календарных анналов, однако трансформирующуюся в «Хронике из Хроник» в погодные записи, как в основном тексте (за 1102–1121 гг.), так и в маргиналиях (до середины 1101 г.). Анализ анналов Иоанна Вустерского, основанных на тексте Эадмера, позволяет не только понять причины выбора источника, но и определить те цели, которые ставили перед собой их авторы, реконструировать процесс составления текстов, роль использованных в них документов и соотношение с другими памятниками, в частности, Англо-Саксонской хроникой и «Церковной историей» Ордерика Виталия.
Ключевые слова: Эадмер, «История новых времен в Англии», Иоанн Вустерский, «Хроника из Хроник», Англо-Саксонская хроника, Ордерик Виталий, «Церковная история», Святой Ансельм Кентерберийский, Вильгельм II Руфус, Генрих I Боклерк
Литература / References
Гимон Т. В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012. [Guimon T. V. Istoriopisanie rannesrednevekovoy Anglii i Drevney Rusi: sravnitel'nyoe issledovanie (Historical Writing of Early Medieval England and Old Rus: a Comparative Study). Moscow, 2012.]
Мереминский С. Г. Формирование традиции: английское историописание второй половины XI – первой половины XII веков. М., 2016. [Mereminskij S. G. Formirovanie tradicii: anglijskoe istoriopisanie vtoroj poloviny XI – pervoj poloviny XII vekov (Forging a Tradition: The Historical Writing in England, 1066–1154). Moscow, 2016.]
Пономарёв А. И. Диалоги Григория Великого и легенды о загробной жизни в Средние века // Христианское чтение. 1878. № 3–4. С. 420–444; № 5–6. С. 783–808. [Ponomarev A. I. Dialogi Grigoriya Velikogo i legendy o zagrobnoy zhizni v Sredniye veka (Dialogues of Gregory the Great and Legends Concerning the Afterlife in the Middle Ages) // Khristianskoye chteniye. 1878. № 3–4. S. 420–444; № 5–6. S. 783–808.]
Чеснокова Т. Г. «Диалоги» Григория Великого и пространственно-смысловая структура средневековых видений // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 150–164. [Chesnokova T. G. «Dialogi» Grigoriya Velikogo i prostranstvenno-smyslovaya struktura srednevekovykh videniy (Dialogues of Gregory the Great and Structure of Space and Senses of Medieval Visions) // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya. 2018. № 2. S. 150–164.]
Anselmi opera: S. Anselmi Cantuariensis Archiepiscopi Opera omnia / Ed. F. S. Schmitt. Stuttgart, 1938. Vol. 5.
ASC. Vol. 7 – The Anglo-Saxon Chronicle: A Collaborative Edition. Cambridge, 2004. Vol. 7: MS E / Ed. S. Irvine.
Berkhofer R. F. The Canterbury Forgeries Revisited // The Haskins Society Journal. 2007. Vol. 18: 2006. P. 36–50.
Blackburn M. A. S. Coinage and Currency under Henry I: a Review // Anglo-Norman Studies. 1990. Vol. 13. P. 49–81.
Brett M. The English Church under Henry I. L., 1975.
Brett M. A Note on the Historia Novorum of Eadmer // Scriptorium. 1979. Vol. 32. P. 56–58.
Brett M. John of Worcester and his Contemporaries // The Writing of History in the Middle Ages: Essays Presented to R. W. Southern. Oxford, 1981. P. 101–126.
Brett M. The Use of Universal Chronicle at Worcester // L’historiographie médiévale en Europe. P., 1991. P. 277–285.
CJW – The Chronicle of John of Worcester. Oxford. (Oxford Medieval Texts).
Vol. 2: The annals from 450 to 1066 / Ed. by R. Darlington, P. McGurk; transl. by J. Bray and P. McGurk. 1995.
Vol. 3: The annals from 1067 to 1140 with the Gloucester interpolations and the continuator to 1141 / Ed. and transl. by P. McGurk. 1998.
Clarke C. A. M. Signs and wonders: writing trauma in twelfth-century England // Reading Medieval Studies. 2009. Vol. 35. Р. 55–77.
Cleaver L. History Books at Worcester, c. 1050–1150, and the Making of the Worcester Chronicle // Constructing History Across the Norman Conquest: Worcester, c. 1050-c. 1150. York, 2022. P. 174–199.
Collard J. Henry I’s Dream in John of Worcester’s Chronicle, Oxford, Corpus Christi College, MS 157 // Journal of Medieval History. 2010. Vol. 36. P. 105–125.
Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxford, 1981. Vol. 1: A. D. 871–1204. Part 1: 871–1066; Part 2: 1066–1204 / Ed. D. Whitelock, M. Brett, C. N. L. Brooke.
The Chronicle of John of Worcester, 1118–1140: being the continuation of the ‘Chronicon ex chronicis’ of Florence of Worcester / Ed. J. R. H. Weaver. Oxford, 1908.
Darlington R. R. Anglo-Norman Historians. An Inaugural Lecture delivered 20 May 1947 at Birkbeck College. L., 1947.
Darlington R., McGurk P. The Chronicon ex Chronicis of Florence of Worcester and its Use of Sources for English History before 1066 // Anglo-Norman Studies. 1983. Vol. 5. Р. 185–196.
Gameson R. The Earliest Books of Canterbury Cathedral: Manuscripts and Fragments to c. 1200. L., 2008.
Eadmeri Historia Novorum in Anglia et opuscula duo De vita Anselmi et quibusdam miraculis ejus / Ed. M. Rule. Reissue edition. Cambridge, 2012. (Rolls Series; 81).
Eadmer of Canterbury. Lives and Miracles of Saints Oda, Dunstan, and Oswald / Ed. and transl. by A. J. Turner, B. J. Muir. Oxford, 2006. (Oxford Medieval Texts).
Eadmer’s History of Recent Events in England, Historia Novorum in Anglia / Transl. by G. Bosanquet; With a Foreword by R. W. Southern. L., 1964.
The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis. Oxford, 1978. Vol. 6: Books XI, XII, & XIII / Ed. M. Chibnall. Oxford, 1978. (Oxford Medieval Texts).
Gasper G. E. M., Logan I. Anselm: a Portrait in Refraction // Saint Anselm of Canterbury and His Legacy. Toronto, 2012. P. 1–25.
Gransden A. Historical Writing in England c. 550 to c. 1307. 2nd ed. L., 1997.
Gullick M. The Scribal Work of Eadmer of Canterbury to 1109 // Archaeologia Cantiana. 1998. Vol. 118. P. 173–189.
Henri of Huntingdon. Historia Anglorum / Ed. D. Greenway. Oxford, 1996. (Oxford Medieval Texts).
Hollister C. W. The Campaign of 1102 against Robert of Belleme // Studies in Medieval History Presented to R. Allen Brown. Woodbridge, 1989. P. 193–202.
Hollister C. W. Henry I. New Haven (Conn.); L., 2001. (Yale English Monarchs series).
Hugh the Chanter. The History of the Church of York, 1066–1127 / Ed., transl. Ch. Johnson; Revised by M. Brett, C. N. L. Brooke, and M. Winterbottom. 2nd ed. Oxford, 1990.
Keskiaho J. Visions and the Afterlife in Gregory’s Dialogues // Imagining the Medieval Afterlife. Cambridge, 2020. Р. 225–246.
Lawrence-Mathers A. John of Worcester and the Science of History // Journal of Medieval History. 2013. Vol. 39. P. 255–274.
The Life of St Anselm, Archbishop of Canterbury by Eadmer / Ed. and transl. R. W. Southern. Oxford, 1972.
Nothaft C. P. E. An Eleventh-Century Chronologer at Work: Marianus Scottus and the Quest for the Missing Twenty-Two Years // Speculum. Vol. 88, 2013. P. 457–482.
Nothaft C. P. E. Worcester and the English Reception of Marianus Scotus // Constructing History Across the Norman Conquest: Worcester, c. 1050–c. 1150. York, 2022. Р. 150–173.
O’Donnell Т. Monastic History-Writing and Memory in Britain and Ireland: A Methodological Reassessment // New Medieval Literatures. 2019. Vol. 19. Р. 43–88.
O’Donnell T. Identities in Community: Literary Culture and Memory at Worcester // Constructing History Across the Norman Conquest: Worcester, c. 1050–c. 1150. York, 2022. Р. 31–60.
Pohl B. The (Un)making of History Book: Revisiting the Earliest Manuscripts of Eadmer of Canterbury's Historia novorum in Anglia // The Library. 2019. Vol. 20, N 3. P. 340–370.
Rampolla M. L. A Vision of the Past: Crisis and Historical Consciousness in Worcester 1095–c. 1140: Unpublished PhD Thesis. Toronto, 1984.
Rozier C. C. The Importance of Writing Institutional History in the Anglo-Norman Realm, c. 1060–c. 1142, with special reference to Eadmer’s Historia Novorum, Symeon of Durham’s Libellus de exordio, and the Historia Ecclesiastica of Orderic Vitalis: Durham theses. Durham, 2014.
Rozier C. C. Between History and Hagiography: Eadmer of Canterbury’s Vision of the Historia novorum in Anglia // Journal of Medieval History. 2018. Vol. 45. P. 1–19.
Rubenstein J. Liturgy against History: the Competing Visions of Lanfranc and Eadmer of Canterbury // Speculum. 1999. Vol. 74. P. 279–309.
Southern R. W. The Canterbury Forgeries // The English Historical Review. 1958. Vol. 73, issue 287. P. 193–226.
Southern R. W. Saint Anselm and his Biographer. A Study of Monastic Life and Thought, 1059–c. 1130, Cambridge, 1963.
Southern R. W. Saint Anselm: A Portrait in a Landscape. Rev. ed. Cambridge, 1992.
Stafford Р. After Alfred: Anglo-Saxon Chronicles and Chroniclers, 900–1150. Oxford, 2020.
Stewart I. Coinage and Recoinage after Edgar’s Reforms // Studies in Anglo-Saxon Coinage. Stockholm, 1990. Vol. 35. P. 455–485.
Tinti F., Woodman D. A. Framing the Past: Charters and Chronicles at Worcester, c. 1050-c. 1150 // Constructing History Across the Norman Conquest: Worcester, c. 1050-c. 1150. York, 2022. P. 1–30.
Vaughn S. Eadmer’s Historia Novorum: A Reinterpretation // Anglo-Norman Studies. 1987. Vol. 10. P. 259–289.
Verbist P. Reconstructing the Past: the Chronicle of Marianus Scottus // Peritia: Journal of the Medieval Academy of Ireland. 2002. Vol. 16. P. 284–334.
William of Malmesbury. Gesta Regum Anglorum / Ed. R. A. B. Mynors, R. M. Thomson. M. Winterbottom. Oxford, 1998–1999. Vol. 1–2. (Oxford Medieval Texts).
Wissolik R. D. The Monk Eadmer as Historian of the Norman Succession: Korner and Freeman Examined // American Benedictine Review. 1979. Vol. 30, N 1. P. 32–42.