Католикос Нерсес III Строитель: исторический портрет

 

Заруи А. Акопян

Ереванский государственный университет

Ованнес А. Казарян

независимый исследователь

 

Полный текст (pdf)

Ссылка для цитирования: Акопян З. А., Казарян О. А. Католикос Нерсес III Строитель: исторический портрет // Graphosphaera. 2023. Т. 3. № 2. С. 95–133. URL: http://writing.igh.ru/index.php?id=2023-3-2-95-133 

DOI: 10.32608/2782-5272-2023-3-2-95-133

Аннотация: В историографии личность католикоса Нерсеса III Строителя (641–661 гг.) характеризуется армянскими хронистами неоднозначно. Являясь активным проводником византийской политики и халкидонитства в Армении, Нерсес всячески старался скрепить политический и церковный союз армян с ромеями, который был достигнут в 652 г. Как монофизиты, так и халкидониты ратовали за благополучие и расцвет армянского государства. Разница заключалась лишь в особенностях политического видения этого благополучия каждой из этих двух конфессиональных групп VII столетия. Армяно-византийский союз, который во многом был обязан католикосу Нерсесу, имел свои отголоски в IX в., когда Армения наводила новые контакты с Византией, а также в X–XI и XIII вв., когда православная община страны и ее культура вновь достигли расцвета.

Нерсес III был инициатором и заказчиком целого ряда замечательных церковных сооружений, которые во многом обусловили архитектурно-художественный облик своей эпохи. Католикосом Нерсесом был перестроен кафедральный собор в Двине, построены церкви в Хор Вирапе, св. Сиона в Гарни, св. Знамения на склоне горы Варага, а также церкви в Багаване и Валаршакерте. Самой знаменитой постройкой католикоса стал храм-мартирий Звартноц, или Храм Бдящих Сил, имевший свои повторения в архитектуре Армении и Закавказья.

Нерсес придавал большое значение факту принятия христианства в Армении. Все постройки католикоса так или иначе были связаны с этим историческим событием. Более того, он осуществил целую программу по переносу топографии Святой Земли на территорию Армении: Звартноц воспроизводил образ ротонды Воскресения, Двинский собор повторял формы храма Рождества в Вифлееме, а церковь в Хор Вирапе – одну из палестинских святынь. Повторив свой грандиозный замысел в родном Тайке, Нерсес III построил храмы Ишхан, Банак и Олту (Ухтеац).

Исторический портрет католикоса Нерсеса III как нельзя лучше отражает свою эпоху, очень яркую и беспрецедентную в контексте истории средневековой Армении.

Ключевые слова: Нерсес III Строитель, Тайк, католикос, халкидонит, Двин, Звартноц, св. Григорий, Констант II

Литература / References

Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван: Изд-во Ереванского Университета, 1971. [Adonts N. G. Armeniya v epokhu Yustiniana (Armenia in the Era of Justinian). Yerevan: Izd-vo Yerevanskogo Universiteta, 1971.]

Акопян З. Особенности иконографии армяно-халкидонитских памятников (X–XIII в.) // Историко-филологический журнал. 2009. Т. 2–3. С. 167–185. [Akopyan Z. Osobennosti ikonografii armyano-khalkidonitskikh pamyatnikov (X–XIII v.) (Iconographic of Armenian-Chalcedonian Monuments (10th–13th centuries) // Istoriko-filologicheskiy zhurnal. 2009. T. 2–3. S. 167–185.]

Акопян З. А. Символический образ Небесного Иерусалима в рельефных изображениях Звартноца // Искусство Христианского мира. 2009. Т. 11. С. 101–109. [Akopyan Z. A. Simvolicheskiy obraz Nebesnogo Iyerusalima v rel’yefnykh izobrazheniyakh Zvartnotsa (The Symbolic Image of the Heavenly Jerusalem in the Reliefs of Zvartnots) // Iskusstvo Khristianskogo mira. 2009. T. 11. S. 101–109.]

Акопян З. Монументальная живопись Армении VII столетия в контексте восточнохристианской традиции // Актуальные проблемы теории и истории искусства / Под ред. А. Захаровой, С. Мальцевой, Е. Станюкович-Денисовой. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. С. 133–142. [Akopyan Z. Monumental’naya zhivopis’ Armenii VII stoletiya v kontekste vostochnokhristianskoy traditsii (Monumental Painting of Armenia in the 7th Century in the Context of the Eastern Christian Tradition) // Aktual’nyye problemy teorii i istorii iskusstva / Pod red. A. Zakharovoy, S. Mal’tsevoy, Ye. Stanyukovich-Denisovoy. St-Petersburg: Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2016. S. 133–142.]

Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (Х–ХI вв.). Результаты взаимодействия культур. М.: Наука, 1994. [Arutyunova-Fidanyan V. A. Armyano-vizantiyskaya kontaktnaya zona (Х–ХI vv.). Rezul’taty vzaimodeystviya kul’tur (Armenian-Byzantine Contact Zone (10th–11th Centuries). Results of Interaction between Cultures). Moscow: Nauka, 1994.]

Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских (VII в.): Источник и время. М.: Индрик, 2004. [Arutyunova-Fidanyan V. A. Povestvovaniye o delakh armyanskikh (VII v.): Istochnik i vremya (Narratio de rebus Armeniae. Source and Time). Moscow: Indrik, 2004.]

Арутюнова-Фиданян В. А. Армения и Византия в VII в.: синтезная контактная зона // Византийский Временник. 2002. T. 61 (86). С. 5860. [Arutyunova-Fidanyan V. A. Armeniya i Vizantiya v VII v.: sinteznaya kontaktnaya zona (Armenia and Byzantium in the 7th Century: a Synthesis Contact Zone) // Vizantiyskiy Vremennik. 2002. T. 61 (86). S. 5860.]

Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских соборов. М.: Поколение, 2007. [Bolotov V. V. Istoriya Tserkvi v period Vselenskikh soborov (History of the Church during the Ecumenical Councils). Moscow: Pokoleniye, 2007.]

Всеобщая история Вардана Великого / Пер. Н. Эмин. М.: Тип. Лазаревск. ин-та вост. яз., 1861. [Vseobshchaya istoriya Vardana Velikokgo (General history of Vardan the Great) / Per. N. Emin. Moscow: Тip. Lazarevsk. in-ta vost. yaz., 1861.]

Гевонд. История халифов / Пер. с арм. [К. Патканяна]. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1862. [Gevond V. Istoriya khalifov (Łewond. History of the Caliphs / Per. s arm. [K. Patkanyana]. St-Petersburg: Tip. Imp. Akad. nauk, 1862.]

Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер с древнеарм., вступ. ст. и коммент. М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван: Советакан грох, 1986. [Iovannes Draskhanakerttsi. Istoriya Armenii (Hovhannēs Drasxanakertci. History of Armenia) / Per s drevnearm., vstup. st. i komment. M. O. Darbinyan-Melikyan. Yerevan: Sovetakan grokh, 1986.]

История епископа Себеоса / Пер. СМалхасянца. Ереван: АрмФАН, 1939. [Istoriya yepiskopa Sebeosa (The History of Bishop Sebēos) / Per. S. Malkhasyantsa. Yerevan: ArmFAN, 1939.]

Казарян А. Ю. Ротонда Воскресения и иконография раннесредневековых храмов Армении // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / Ред.-сост. А. М. Лидов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. [Kazaryan A. Yu. Rotonda Voskreseniya i ikonografiya rannesrednevekovykh khramov Armenii (The Rotunda of the Resurrection and the Iconography of the Early Medieval Churches in Armenia) // Vostochnokhristianskiy khram. Liturgiya i iskusstvo / Ed. A. Lidov. St-Petersburg: Dmitriy Bulanin, 1994.]

Казарян А. Ю. Триконховые крестово-купольные церкви в зодчестве Закавказья и Византии // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции: к 2000-летию христианства: памяти О. И. Подобедовой (1912–1999). М.: Северный паломник, 2005. C. 13–30. [Kazaryan A. Yu. Trikonkhovyye krestovo-kupol’nyye tserkvi v zodchestve Zakavkaz’ya i Vizantii (Triconch Cross-domed Churches in the Architecture of Transcaucasia and Byzantium) // Vizantiyskiy mir: iskusstvo Konstantinopolya i natsional’nyye traditsii. K 2000-letiyu khristianstva: pamyati O. I. Podobedovoy (1912–1999). M.: Severnyy palomnik, 2005. S. 13–30.]

Казарян А. Ю. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохристианское зодчество IV–VII веков. М.: б. н., 2007. [Kazaryan A. Yu. Kafedral’nyy sobor Surb Echmiadzin i vostochnokhristianskoye zodchestvo IV–VII vekov (The Cathedral of St. Etchmiadzin and Eastern Christian Aarchitecture of the 4th–7th Centuries). Moscow: s. n., 2007.]

Казарян А. Ю. «Новый Иерусалим» в пространственных концепциях и архитектурных формах средневековой Армении // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2009. C. 520–543. [Kazaryan A. Yu. «Novyy Iyerusalim» v prostranstvennykh kontseptsiyakh i arkhitekturnykh formakh srednevekovoy Armenii (“New Jerusalem” in Spatial Concepts and Architectural Forms of Medieval Armenia) // Novyye Iyerusalimy. Iyerotopiya i ikonografiya sakral’nykh prostranstv / Ed. A. M. Lidov. Moscow: Indrik, 2009. S. 520–543.]

Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII века. Формирование и развитие традиции. М.: б. н., 2012. Т. 2–3. [Kazaryan A. Yu. Tserkovnaya arkhitektura stran Zakavkaz’ya VII veka. Formirovaniye i razvitiye traditsii (Church Architecture of the Countries of Transcaucasia in the 7th Century. Formation and Development of Tradition. Moscow: s. n., 2012. T. 2–3.]

Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX и X веков по Р. Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане // Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. Тифлис: Упр. Кавказского учебного округа, 1908. Вып. XXXVIII. С. 1–130. [Karaulov NA. Svedeniya arabskikh geografov IX i X vekov po R. Kh. o Kavkaze, Armenii i Aderbeydzhane (Information of the Arab Geographers of the 9th and 10th Centuries AD about the Caucasus, Armenia and Adzerbeyjan) // Sbornik materialov po opisaniyu mestnostey i plemen Kavkaza. Tiflis: Upr. Kavkazskogo uchebnogo okruga, 1908. Vyp. XXXVIII. S. 1–130.]

Марр Н. Я. Из поездки на Афон // Журнал Министерства народного просвещения. 1899. Т. 322. № 3. Отд. 2. C. 1–24. [Marr N. Ya. Iz poyezdki na Afon (From a Trip to Athos) // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1899. Т. 322. № 3. Оtd. 2. S. 1–24.]

Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах-халкидонитах // Византийский Временник. 1906. Т. XII. С. 1–68. [Marr N. Ya. Arkaun, mongol’skoye nazvaniye khristian, v svyazi s voprosom ob armyanakh-khalkidonitakh (Arkaun, the Mongolian Name for Christians, in Connection with the Issue of the Chalcedonian Armenians) // Vizantiyskiy Vremennik. 1906. Т. XII. S. 1–68.]

Мнацаканян СХ. Звартноц. Памятник армянского зодчества VI–VII веков. М.: Искусство, 1971. [Mnatsakanyan S. Kh. Zvartnots. Pamyatnik armyanskogo zodchestva VI–VII vekov (Zvartnots. Monument of Armenian Architecture of the 6th–7th Centuries). Moscow: Iskusstvo, 1971.]

Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. Ш. В. Смбатяна. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984. [Movses Kalankatuatsi. Istoriya strany Aluank (Movsēs Kałankatowaci. History of the Country Ałowank‘) / Per. Sh. V. Smbatyana. Yerevan: Izd-vo AN ArmSSR, 1984.]

Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказ и Византия. Ереван, 1982. Вып. 3. C. 5–20. [Muradyan P. M. Kavkazskiy kul’turnyy mir i kul’t Grigoriya Prosvetitelya (Caucasian Cultural World and the Cult of Gregory the Illuminator) // Kavkaz i Vizantiya. Yerevan, 1982. Vyp. 3. S. 5–20.]

Орбели И. А. Избранные труды. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1963. [Orbeli I. A. Izbrannyye trudy (Selected Works). Yerevan: Izd-vo AN ArmSSR, 1963.]

Православный церковный календарь 2011 г. М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. [Pravoslavnyy tserkovnyy kalendar’ 2011 g. (Orthodox Church Calendar 2011 g.). Moscow: Izdatel’stvo Moskovskoy Patriarkhii, 2010.]

Степанос Таронский. Всеобщая история Степаноса Таронского Асох’ика по прозванию, писателя XI столетия / Пер. с арм. и объяснена Н. Эминым. M.: Тип. Лазаревск. ин-та вост. яз., 1864. [Stepanos Taronskiy. Vseobshchaya istoriya Stepanosa Taronskogo asokh’ika po prizvaniyu, pisatelya XI stoletiya (Stepanos Tarōneci. General History of Stepanos Taronsky, Asokhik by Eponym, Writer of the 11th Century) / Per. s arm. i ob'yasnena N. Eminym. Moscow: Tip. Lazarevsk. in-ta vost. yaz., 1864.]

Тер-Гевондян АН. Армения и Арабский Халифат. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1977. [Ter-Gevondyan A. N. Armeniya i Arabskiy Khalifat (Armenia and the Arab Caliphate). Yerevan: Izd-vo AN ArmSSR, 1977.]

Тер-Мартиросов Ф. И. Храм в крепости Гарни – героон, мартирий. Ереван: Армянский центр стратегических и национальных исследований, 1995. [Ter-Martirosov F. I. Khram v kreposti Garni – geroon, martiriy (The Temple in the Fortress of Garni – Heroon, Martyrium). Yerevan: Armyanskiy tsentr strategicheskikh i natsional'nykh issledovaniy, 1995.]

Юзбашян К. Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX–XI вв. М.: Наука, 1988. [Yuzbashyan K. N. Armyanskiye gosudarstva epokhi Bagratidov i Vizantiya IX–XI vv. (Armenian States of the Bagratid Period and Byzantium of the 9th–11th centuries). Moscow: Nauka, 1988.]

Ališan Ł. Ayrarat [Ալիշան Ղ. Այրարատ (Ališan Ł. Ayrarat)]. Venice: St. Lazar, 1890.

Arseni Sapareli. Ganq‘op‘isat‘vis k‘art‘velta da somext‘a / Tek‘sti kritikulad daadgina, gamokvleva da komentarebi daurt‘o Z. Alek‘sijem [არსენი საფარელი. განყოფისათვის ქართველთა და სომეხთა / ტექსტი კრიტიკულად დაადგინა, გამოაკვლევა და კომენტარები დაურთო ზ. ალექსიძემ (Arseni Sap‘areli. On the Separation of Georgians and Armenians / Text crit., pub. and commen. by Z. Aleksidze)]. Tbilisi: Mec‘niereba, 1980.

Chronique de Denys de Tell-Mahre / Publ. et trad. par J. B. Chabot. Paris: Emile Bouillon, 1895.

Ćurčić S. From the Temple of Sun to the Temple of the Lord: Monotheistic Contribution to an Architectural Iconography in Late Antiquity // Architectural Studies in Memory of R. Krautheimer. Mainz: Zabern, 1996. P. 125–145.

D’Onofrio M. Le chiese di Dvin (Studi di Architettura Medioevale Armena). Rome: De Luca, 1973.

Danielyan Ē. L. Hayastani bažanman taret‘ivə: 387 t‘e 385? [Դանիելյան Է. Լ. Հայաստանի բաժանման տարեթիվը՝ 387 թե՞ 385 (The year of the Division of Armenia: 387 or 385?)] // Historical-Philological Journal. 1980. Vol. 1 (88). P. 203–214.

Donabédian P. L’âge d’or de l’architecture arménienne: VIIe siècle. Marseill: Parenthèses, 2008.

Edwards R. Medieval Architecture in the Oltu-Penek Valley // Dumbarton Oaks Papers. 1985. Vol. 39. P. 15–37.

Esbroeck van M. Témoignages littéraires sur les sépultures de Saint Grégoire l’illuminateur // Analecta Bollandiana, 1971. Vol. 89. P. 387–418.

Garibyan de Vartavan N. La Jérusalem nouvelle et les premiers sanctuaires chrétiens de l’Arménie. Yerevan: Isis Pharia, 2009.

Goubert P. Byzance avant l’Islam. Paris: Picard, 1951.

Hakobyan A. Hay-byuzandakan haraberut‘yunnerə E dari keserin ev Zvart‘noc‘i tačari kaṙuc‘man žamanakə [Հակոբյան Ա. Հայ-բյուզանդական հարաբերությունները Է դարի կեսերին և Զվարթնոցի տաճարի կառուցման ժամանակը // (Hakobyan A. Armenian-Byzantine Relations in the Middle of the V century and the Time of the Construction of the Zvartnots Cathedral)] // Merjavor ev Miǰin Arevelk‘i erkrnerə ev žołovurdnerə. Yerevan: Zangak-97, 2005. T. XXIV. P. 366–426.

Hakobyan Z. The Chancel-Barrier Fragments and Certain Elements of the Sanctuary Design in Early Medieval Armenia // L’arredo liturgico fra Oriente e Occidente (V–XV secolo): frammenti, opere e contesti / A cura di F. Coden. Cinisello Balsamo: Silvana Editoriale, 2022. P. 100–115.

Harut‘yunyan V. Haykakan čartarapetut‘yan patmut‘yun [Հարությունյան Վ. Հայկական ճարտարապետության պատմություն (Harutyunyan V. History of Armenian architecture)]. Yerevan: Gitut‘yun, 1992.

Haykuni S. Bagrewand. Masn A. J̌rabašx gawaṙ [Հայկունի Ս. Բագրեւանդ։ Մասն Ա։ Ջրաբաշխ գաւառ (Haykuni S. Bagrewand. Part I. Waterless province)]. Vałaršapat: Tp. Mayr At‘oroy S. Ēǰmiacni, 1894.

Jveli k‘art‘uli agiograp‘iuli literaturi sjeglebi [ძველი ქართული აგიოგრაფიული ლიტერატური სძეგლები (Monuments of ancient Georgian hagiographic literature)]. Tbilisi: Mec‘niereba, 1964.

Kalantarian A. Dvin. Histoire et Archéologie de la ville medieval. Paris: Neuchâtel, 1996.

K‘art‘uli hagiograp‘iuli jeglebi [ქართული ჰაგიოგრაფიული ძეგლები (Georgian Hagiographic Literature)]. T‘bilisi: s. n., 2007.

Kirakos Ganjakec‘i. Hayoc‘ patmut‘yun / T‘argm. aṙaǰabanə ev canot‘. V. Aṙak‘elyani [Կիրակոս Գանձակեցի. Հայոց պատմություն / թարգմ. առաջաբանը և ծանոթ. Վ. Առաքելյանի (Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер., предисл. и комм. В. Аракеляна)]. Yerevan: Haykakan SSṘ Gitut‘yan Akademiayi hratarakč‘ut‘yun, 1982.

Łazar P‘arpec‘i. Hayoc‘ patmut‘yun. T‘ułt‘ Vahan Mamikonyanin / Ashkharh. t‘argm. ev canot‘. B. Ulubabyani, k‘nnak. bang. G. Ter-Mkrtč‘yani ev St. Malxasyanc‘i [Ղազար Փարպեցի. Հայոց պատմություն: Թուղթ Վահան Մամիկոնյանին / աշխարհ. թարգմ. և ծանոթ. Բ. Ուլուբաբյանի, քննակ. բանգ. Գ. Տեր-Մկրտչյանի և Ստ. Մալխասյանցի (Łazar P‘arpec‘i. Armenian History. Letter to Vahan Mamikonyan / Transl. by B. Ulubabyan, comment. G. Ter-Mkrtchyan, St. Malkhasyants)]. Yerevan: Yerevani Petakan Hamalsarani hratarakč‘ut‘yun, 1982.

Maranci Ch. Vigilant Powers: Three Churches of Early Medieval Armenia. Turnhout: Brepols, 2015.

Marut‘yan T. Xoraguyn Hayk‘ [Մարության Տ. Խորագույն Հայք (Armenia Profoundior)]. Yerevan: Sovetakan grokh, 1978.

Mnacakanyan S. X. Bagavani tačari šinararakan arjanagrut‘yan vercanman harc‘i šurǰ [Մնացականյան Ս. Խ. Բագավանի տաճարի շինարարական արձանագրության վերծանման հարցի շուրջ (Mnatsakanyan S. Kh. On the Question of Deciphering of the Building Inscription of Bhagavan Cathedral)] // Historical-Philological Journal. 1964. Vol. 2. P. 213–226.

Movses Kałankatvac‘i. Patmut‘yun Ałvanic‘ ašxarhi / T‘argm. ev canot‘. V. Aṙak‘elyani [Մովսես Կաղանկատվացի. Պատմություն Աղվանից աշխարհի / թարգմ. և ծանոթ. Վ. Առաքելյանի (Movsēs Kałankatvaci. History of the Country Ałvank‘/ Transl. and comment. V. Arakelyan]. Yerevan: Hayastan, 1969.

Movsēs Xorenac‘i. Surb Hṙip‘simēi ev nra vkayakic‘neri yišatakin ev nranc‘ nahatakut‘eanə [nowirac] nerbołean, hrašazard yōrinvacnerov [Մովսէս Խորենացի. Սուրբ Հռիփսիմէի եւ նրա վկայակիցների յիշատակին եւ նրանց նահատակութեանը [նուիրած] ներբողեան՝ հրաշազարդ յօրինվածներով (To the Memory of Saint Hripsime and her witnesses and to their Martyrdom [dedicated] Nerboghian With Miraculous Decorations)] // Gandzasar. 1993. Vol. 3. P. 13–30.

Mxit‘ar Ayrivanec‘i. Patmut‘iwn hayoc‘ [Մխիթար Այրիվանեցի. Պատմութիւն հայոց (Mxit‘ar Airivanec‘i. History of Armenia)]. Moscow: Tp. Lazarean Čemarani Arewelean Lezowac‘, 1860.

P’avstos Buzand. Patmut’yun hayoс‘ / T‘argm. St. Malxasyants‘i [Փավստոս Բուզանդ. Պատմություն հայոց / թարգմ. Ստ. Մալխասյանցի (Pavstos Buzand. History of Armenians / Transl. by St. Malkhasyants)]. Yerevan: Hayastan, 1968.

Petrosyan H. Hay miǰnadarean patkerac‘umnerə idealakan kensatarack‘i ev kensənt‘ac‘i masin. Ašxarhə vorpēs aygi [Պետրոսյան Հ. Հայ միջնադարեան պատկերացումները իդէալական կենսատարածքի եի կենսընթացի մասին. Աշխարհը որպէս այգի (The Medieval Armenian Perceptions of the Ideal World And Space: World as a Garden)] // Handēs Amsōreay. 2002. T. 1–12. P. 411–440.

Sak‘art‘velos eklesiis kalendari. Sak‘art‘velos sapatriark‘os gamomc‘emloba [საქართველოს ეკლესიის კალენდარი. საქართველოს საპატრიარქოს გამომცემლობა (Calendar of the Georgian Church)]. Tbilisi: Publishing House of the Patriarchate of Georgia, 2010.

Tarkhanova S. Early Byzantine ‘Basket’ Capitals in Churches and Monasteries of the Holy Land: Stylistic and Morphological Synthesis // Liber Annuus. 2022. T. 72. P. 529–561.

Thomson R., Howard-Johnston J. The Armenian History Attributed to Sebeos. Liverpool: Liverpool University Press, 1999.

Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian History. Georgetown: Georgetown University Press, 1963.

Vardanyan E. The Sculpted Dome of Hoṙomos Monastery Žamatun: An Armenian Apocalypse // Hoṙomos Monastery: Art and History / Ed. by E. Vardanyan. Paris: ACHCByz, 2015. P. 237–295.

Yovhan Mamikonean. Patmut‘iwn Tarōnoy [Յովհան Մամիկոնեան. Պատմութիւն Տարօնոյ (Yovhan Mamikonean. History of Taron)]. Yerevan: s. n., 1941.

ŽD dari hayeren jeṙagreri hišatakaranner / Kazm. L. Xač‘ikyanə [ԺԴ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ / կազմ. Լ. Խաչիկյանը (The Colophons of the Armenian Manuscripts of 14th Century / Comp. L. Khachikyan)]. Yerevan: Haykakan SSṘ Gitut‘yan akademiayi hratarakč‘ut‘yun, 1950.

Published on  December 12th, 2023